Мои публикации

Газета "Панорама образования". Выпуск № 1, январь 2015 г.
Стационарный лагерь «Тропой познания»
Е.В. Фирсова, И.В. Каммелохер
МБОУ СОШ №100
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать подростка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Быть истинным Человеком, патриотом своего Отечества немыслимо без любви к родной природе. Помимо этого в современном обществе при употреблении слова «наука» у школьников сразу возникают ассоциации с какой-то нудной, неинтересной деятельностью, которой могут заниматься лишь «избранные». Поэтому у детей не возникает интереса заниматься научной деятельностью, проводить какие-то эксперименты и научные изыскания.
Работая в школе, мы заметили, как неохотно дети уезжают из города. Они все больше время проводят у компьютера, в кино, перед телевизором и поездки в горы, и даже просто экскурсии, считают чем-то не серьёзным, не интересным. Для них все это лишено романтики. Большую роль в это ещё играют родители, которые очень переживают за своё «чадо», как же он там - все сам?

Исходя из вышесказанного, была написана программа, в которой сочетались нравственно-духовное, общеинтеллектуальное, трудовое воспитание, а также привитие первоначальных основополагающих навыков научных исследований – все то, что должна сформировать школа  с учётом нынешних требований ФГОС [1]. То есть, научить детей учиться и быть самостоятельными.
Работая в школе, мы часто сталкиваемся с проблемой практики. Теоретический материал отнимает почти все учебное время, а без практической части полноценное восприятие таких предметов как география и история невозможно. Методом реализации данной программы мы выбрали экспедицию.
Это программа должна выдернуть ребят из привычной среды, дать им альтернативные способы самореализации, возможность проявить свой потенциал и увеличить их самооценку. Для этого, мы считаем необходимым сформировать у подростков стремление к труду, отзывчивое и бережное отношение к природе, привить  любовь к природе и родному краю, к познанию окружающей среды, познакомить их с основами полевых исследований и привить если не любовь, то уважение к науке.  
Цель программы: создание эффективных организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития способностей у детей в летний период.
Задачи программы:
- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха , формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- формирование у подростков представления о современной науке как о поле для собственного творчества, создание условий для творческой роботы;
- обучение учащихся методам самостоятельной работы, овладение приёмами поисковой и исследовательской работы, на основе изучения дополнительных материалов,   способности самостоятельно и творчески мыслить;
- популяризация туризма, как средство активного отдыха и оздоровления    подростков;
- воспитание общечеловеческих качеств, необходимых для социальной  адаптации и сохранения здоровья в современных условиях.
 Наш выбор пал на Мостовской район, если точнее – на маленький хутор Кизинка. Это очень интересное место с исторической, геологической, топографической, экологической точки зрения. Основным видом деятельности мы выбрали радиальные выходы в разные точки, со сбором как фактического, так и теоретического материала. У каждого из участников экспедиции в наличии имелись блокнот для ведения полевых дневников, карандаши.
По приезду весь поток разбивается на несколько отрядов. Мы выбрали 3 основные направления: географическое, историческое и фольклорное. Каждый отряд занимался сбором информации по своей тематике, и итогом их исследований стала газета, где собиралась самая любопытная информация по тематике и подводились итоги экспедиции. 
Географическое направление занималось исследованием природы района. Главным объектом исследования был Скалистый хребет от пещеры Зубащенко до станицы Бесленеевской. Данная территория изобилует скалами самой разнообразной формы (Скалы Кизинка, Ярычская), карстовыми образованиями  (пещерами, гротами), речными долинами (реки Кизинка и Ходзь), ярко проявляется высотная поясность.
Были совершены радиальные выходы на скалу Ярычскую и скалу Кизинчи. Здесь были изучены горные породы, карстовые образования (гроты, пещера Холодильник) и причины их образования, прослежена высотная поясность [3]. Но помимо научных исследований дети получили огромное эстетическое наслаждение, так как перед ними открывалась шикарная панорама на Передовой хребет (хребет Агиге, горы Большой и Малый Тхач, Западный и Восточный Ачешбок). Также были посещены пещера Зубащенко, пещера Масляева и Бесленеевские пещеры, где дети ближе познакомились с удивительным миром пещер, их микроклиматом и даже с животным миром. Исследованию подверглись и реки. Дети познакомились с устройством речных долин, изучили особенности отдельных их элементов. Посетили несколько водопадов на реке Кизинка и ее притоках, сделаны их описания.
Данный регион обжит уже несколько тысяч лет, поэтому очень богат с исторической точки зрения. Здесь располагается одно из крупнейших дольменных городищ – урочище «Дольмен», насчитывающее несколько сотен дольменов [3]. К сожалению, большинство из них разрушены, некоторые спрятаны под разросшимися деревьями и кустарниками, почти все не имеют верхних плит. Но, тем не менее, даже в таком состоянии они представляют огромную историческую ценность. Основной нашей задачей было описание дольменов, их размеров, современное состояние. Также историческое направление занималось изучением истории основания станиц Бесленеевской и Баговской, хутора Кизинки [4]. Для этих целей были посещены хутор Кизинка и станица Баговская, где мы встретились со старожилами этих населенных пунктов, которые нам поведали об истории заселения этих мест, их жизни в советское и современное время. На основании этих данных были составлены краткие исторические зарисовки данной местности.
Фольклорное направление занималось изучением легенд этих мест, а также занималось изучением топонимики названий различных объектов. Были услышаны и записаны многие легенды, связанные с этими местами. Это легенда о воине Ходзе и царевне Кизинчи, о подземных ходах под скалой Кизинчи и подземных городищах, о «Бандитском балагане» (гроте, где разбойники прятались, высматривая торговые караваны) и многие другие. Познакомились с историей происхождения некоторых названий, а также с местными названиями известных географических объектов. Например, Большой и Малый Тхач местные называют Большой и Малой Лысой, Кизинку иногда именуют Кизилкой, а пещеру Зубащенко именуют пещерой Сулимова.
А чтобы не перетруждать детей наукой, естественно мы разнообразили их повседневную деятельность соревнованиями в стиле поисково-спасательных работ. Дети устанавливали на скорость палатки, искали «потерявшегося» члена своей группы, учились оказывать первую помощь, попробовали несколько способов преодоления препятствий с помощью туристического снаряжения (навесная, параллельные переправы, переправа в брод и по бревну) и преодолевали даже «паутинку» [5].
В последний вечер был   большой костер, вокруг которого произошло подведение итогов экспедиции, проведен конкурс художественной самодеятельности, а также произошло награждение   участников экспедиции, венчался вечер запуском фонариков и песнями под гитару у костра. На следующий день состоялся отъезд группы. Нас ждала дорога домой. И все в один голос заявляли, что хотели бы сюда вернуться, а некоторые горячие головы грозились даже сюда переехать . В общем равнодушных не осталось.
На первый взгляд организация подобной экспедиции кажется довольно сложной. Но нам помогала сама местность, так как почти все объекты расположены на небольшом расстоянии друг от друга. А по пути следования информации хватало всем трем отрядам. Например, переход до пещеры Зубащенко и обратно осуществлялся в виде двухдневного мини похода с ночевкой недалеко от пещеры. В первый день были изучены водопады на реке Кизинка, пещера Масляева, а на второй день были изучены пещера Зубащенко и дольменное городище. Во время радиального выхода в станицу Бесленеевскую посетили Бесленеевскую пещеру, побеседовали со старожилами, которые рассказали много интересного не только из фольклора, но и из истории Бесленеевской, Баговской и хутора Кизинка.
По итогам экспедиции были достигнуты значительные результаты. Во-первых, у детей, принявших участие в экспедиции, отмечается повышенный интерес к истории, географии, кубановедению. У многих детей изменилось отношение к природе, что проявилось в последующих выездах, как однодневных, так и многодневных, где они подавали пример поведения на природе, мусор складывали только в отведенных местах, не отлынивали от работы (сбор дров, приготовление пищи). В целом, данный проект мы считаем успешным и будем стремиться  его реализовывать.
Библиография.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

[2] Самойленко, А. А. Путеводитель по Кубани. Туристско-экскурсионные объекты и маршруты Краснодарского края/ А. А. Самойленко. – Краснодар: Северный Кавказ, 2001. – 164 с.: ил.

[3] Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани Краснодар, 2006. — 252 стр.






5 комментариев:

  1. В этом номере газеты "Панорама образования" есть и моя статья)))

    ОтветитьУдалить
  2. Как приятно было окунуться снова в атмосферу того чудного летнего палаточного лагеря в ст. Бесленеевская Мостовского района. Спасибо большое вам, Екатерина Викторовна, что вы делаете такую колоссальную работу по экологическому просвещению нашего подростающего поколения!

    ОтветитьУдалить
  3. Как приятно было окунуться снова в атмосферу того чудного летнего палаточного лагеря в ст. Бесленеевская Мостовского района. Спасибо большое вам, Екатерина Викторовна, что вы делаете такую колоссальную работу по экологическому просвещению нашего подростающего поколения!

    ОтветитьУдалить
  4. А я хочу в ответ сказать спасибо людям которые очень мне тогда помогли и продолжают помогать. И Вам Елена Петровна тоже. Ведь ваша заслуга в удачно проведенной смене совсем не маленькая

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вас заинтересовала и Вы хотите оставить комментарий? Сделать это просто:
- нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- впишите своё имя или ник.
- нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- далее нажмите "Публикация".
Ваше мнение важно для меня. Заранее благодарна!

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Можно добавить эмоции в комментарий

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^